142702, Российская Федерация, Московская область, Ленинский муниципальный район, город Видное, улица Советская, дом 13
89776691770 [email protected]

Статьи


                                                                                             

                 

   

Емельянова Ирина Павловна,

музыкальный руководитель высшей категории

МБДОУ № 9 г.Видное Ленинский район МО.

 

Личностно ориентированный подход в формировании и развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования

 

Мы считаем личностно ориентированный подход самой современной методологической ориентацией и технологией. Наше мнение обусловлено рядом объективных факторов: формирование человека в современном обществе требует не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, что позволяет ему оставаться самим собой; личности свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощение и независимость, а это детерминирует применение новых подходов. Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость использования личностно ориентированного подхода в процессе формирования и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Идеи личностно ориентированного образования позволяют нам сделать ряд выводов применительно к формированию и развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста:

 - становление  ребенка  как самостоятельной личности; 

 - становление ребенка как творческой личности;

 - самореализация ребенка;

- эффективность процесса формирования и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим подробнее вопрос использования личностно ориентированного подхода к  формированию и развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования.

Как показывает практика, элементарное музицирование – одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности. Интерес детей к музицированию поистине не иссякаем, а желания играть и петь в ансамбле настолько сильны, что дети даже не замечают большой учебной работы, проводимой в процессе музицирования. Это позволяет педагогу решить следующие задачи:

развитие интереса к музыкальным занятиям;

развитие музыкальности детей, их эмоционального отклика на исполняемые произведения, осмысление жанровой принадлежности сочинения;

развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля;

формирование навыков и умений дифференцированного «слышания» музыкальной ткани произведения и ее характерных интонаций (подчеркивание мелодических, метроритмических, ладовых, динамических, темповых и прочих особенностей), элементов формы (фраза, построение, вступление, заключение, разделы частей, композиции), принципов развития;

 приобретение навыков игры на простейших инструментах – ритмических, звуковысотных, духовых;

 освоение элементов музыкальной грамоты;

развитие координации простейших движений при игре на детских музыкальных инструментах.

Целью элементарного музицирования является развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей детей и их обучение в действии. Именно поэтому оно по форме и содержанию наиболее естественно соответствует природе детей дошкольного и младшего школьного возраста и принципам игровых методик, существующих в мировой практике.

Использование именно личностно – ориентированного подхода к  формированию и развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования, дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя:

 - придумать интонацию;

 - изменить уже придуманное;

 - самостоятельно «изобрести» способ игры на том или ином инструменте;

 - показать свое отношение к музыке в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе и т.д.

Процессу варьирования конца нет, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру на данном материале до тех пор, пока он представляет интерес.

Нашему опыту по введению простейших музыкальных инструментов в работу с детьми предшествовала разработка системы упражнений для игры на ритмических и звуковысотных музыкальных инструментах с целью формирования тех или иных музыкальных способностей, изучение влияния игры на инструментах и навыков инструментального творчества на развитие различных музыкальных способностей детей 6-7 лет. Выполнение отдельных заданий из системы инструментальных упражнений вовсе не означало развитие только одной какой-либо музыкальной способности, а помогало становлению музыкальности ребенка в целом. 

Наша задача заключалась в том, чтобы найти наиболее удачные, удобные и целенаправленные инструментальные упражнения, которые на определенном этапе развивали бы ту или иную музыкальную способность из семи, определенных нами как ведущих. Ниже мы приведем модели упражнений для детей 6-7 лет, выверенные в ходе работы способствующие формированию различных музыкальных способностей по ранее выделенным компонентам.

Модели инструментальных упражнений развивающие различные музыкальные способности

Первая группа упражнений направлена на формирование чувства ритма.

1 упражнение. Ощущение четкости и ровности ритма движения при игре на  кастаньетах с включенным метрономом    = 80, 100.

2 упражнение. Освоение ритмической пульсации исполнением на треугольнике 1-ой и 3-ей долей так же при включении метронома    = 100, 120.

3 упражнение. Освоение ритма ♫ ♫ при игре на румбе    = 60 .

4 упражнение. Сочетание ритмических рисунков 3-х инструментов = 80, 60.

5 упражнение.  Сочинение ритмической партитуры (с соблюдением законченности формы) для ансамбля детских музыкальных инструментов на заданную тему:

«Дождик», «Медведь», «Зима».

Исполнение ритмических упражнений и партитур желательно сопровождать, импровизировать игрой учителя на фортепиано.

6 упражнение.  Поиск вариантов сопровождение на различных ритмических инструментах к песне.

Вторая группа упражнений направлена на формирование звуковысотности слуха.

1 упражнение. Игра на металлофоне ритма ♫   на одной пластинке, повторение того же ритма либо ↑ либо ↓ (навык игры на металлофоне).

2 упражнение. Играть и напевать несложную ритмомелодическую фразу.

3 упражнение. Петь и играть песенки: «Тень, тень», «Василек», «Как под горкой», «Гуси» и другие.

4 упражнение. Самостоятельно сыграть мелодию песни «Во поле береза стояла» от разных нот на слог «ля» с аккомпанементом педагога.

5 упражнение. Сочинение мелодии на первых 3-х пластинках (два такта).

6 упражнение. Сопровождать на металлофоне песенки и пьесы.

Третья группа упражнений направлена на формирование ладового чувства.

1 упражнение. Играть на металлофоне упражнения под аккомпанемент педагога.

2 упражнение. Играть и петь, предварительно настроившись, упражнение с 1, 4, 5 ступенями.

3 упражнение. Эти же упражнения играть по слуху со II-ой ступени.

4 упражнение. Закончить упражнение…

 

5 упражнение. Сочинить мелодию (два такта) в пределах 3-х ступеней напевного характера – со II-ой ступени (II, III, IV);

- танцевального характера – с IV ступени (IV, V, VI).

Четвертая группа упражнений направлена на формирование гармонического слуха.

1 упражнение. После слуховой настройки в элементарном двухголосии играть и петь «свой» ритмомелодический рисунок, с постепенным увеличением звукоряда и высотности.

2 упражнение. Найти 2-ую нижнюю партию попевки.

3 упражнение. Играть и петь упражнения на слог «ля».

4 упражнение. Ввести простейшие элементы имитационной полифонии, то есть играть и петь упражнения с начальной паузой в какой-либо партии.

5 упражнение. Сочинить на металлофоне верхнюю партию к русской народной песне «Не летай соловей» (e-moll). Учащиеся I-ой и II-ой группы поют песню в два голоса, а учащиеся III-ей и IV-ой группы играют на металлофонах две партии (можно ввести элементы подголосочности).

Пятая группа упражнений направлена на формирование тембрового слуха.

1 упражнение. Простучать ритмический рисунок кастаньет или румбы после исполнения упражнения.

2 упражнение. Придумать ритмическую фигурацию для исполнения на треугольнике одновременно с буковыми палочками выполняющих ритм ♫♫.

3 упражнение. Услышать партию второго металлофона и указать ее исполнение.

4 упражнение. Услышать и различить тембр инструментов и верно петь мелодии песен.

Шестая группа упражнений направлена на формирование динамического слуха.

1 упражнение. Повторить упражнение первой группы с подвижными динамическими оттенками.

2 упражнение. Выполнить динамические нюансы песни, пьес на ритмических инструментах.

Седьмая группа упражнений направлена на формирование чувства темпа.

1 упражнение. Повторить определенное ритмическое звено с использованием метрических пауз.

2 упражнение. Исполнять в различных темпах с изменением характера содержания песни.

3 упражнение. Играть на детских музыкальных инструментах в подвижных темпах под различные пьесы («Детский альбом» П.И. Чайковского, С.Прокофьева, Р. Шумана).

Далее мы хотим предложить примеры образовательных ситуаций используемых нами на занятиях, мы опирались на содержание следующих сборников (Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа/ М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 94; Т. А. Рокитянская Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002, - 128с.; Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: Детство – пресс, 2005. – 384 с. и др.).

Данные ситуации предполагают не только творческую работу педагога по осмыслению и принятию новых методов обучения, но и по адаптации, приспособлении данного материала к возможностям и способностям конкретных детей.

Пример: «Играй, как я» - это целая серия всевозможных заданий, которая дает простор для  развития фантазии в самых разных направлениях. Первая и самая простая темброво-ритмическая имитация может быть предложена детям с использованием звучащих жестов. Например: педагог начинает ритмично хлопать в ладоши, продолжая это делать некоторое время, пока все дети не включатся в нужный темп и ритм. Затем он может перейти на притопы одной или двумя ногами по очереди; начать ритмично чередовать хлопки и щелчки, шлепки и притопы.

Звучащие жесты можно предложить детям «переносить» на инструменты, выбрать самим из общего количества соответствующий «природному» тембр инструмента. Традиционно за каждым «природным» тембром временно и условно закрепляется определенный инструмент, например, щелчки пальцами – это могут быть пальчиковые тарелочки, треугольник, трещотки; хлопки – деревянные шумовые ил ксилофоны; шлепки по бедрам – ручные барабаны или металлофон; притопы – большие барабаны и басовые инструменты.

Дети особенно любят игру, когда ведущий, чередуя звучащие жесты, как бы дает порядок вступления инструментов оркестра, который мгновенно реагирует аналогичной игрой на соответствующем инструменте. При отсутствии инструментов можно использовать простейшие предметы для извлечения звуков: карандаши, пластиковые линейки и т.д. Мы предлагаем детям поискать звуки вокруг себя, за которыми можно закрепить четыре звучащих жеста. Существующих вариантов оказалось очень много. Поиск их составляет творческую часть игры. Учебная же – это тренировка памяти, реакции, тембрового слуха, чувства ритма, точного ощущения темпа, следить за указаниями дирижера и самим стать им.

Темброво-ритмическое воспитание на основе звучащих жестов позволяет создавать не только аккомпанементы, но и целые композиции, построенные по всем строгим законам музыки.

2.Пример

«Дождинкины Осенины»

Провести с детьми беседу о названии занятия «Осенины». Так в народном календаре называлась встреча осени. Пофантазировать вместе с детьми о том, какой смысл заключен в этом названии. Задать вопрос: какие еще можно подобрать слова по теме «Осень»? Почувствовать и пережить с детьми в музицировании палитру осенних настроений – тихую грусть, задумчивость, щемящую тоску, а также чувство сопричастности, единения, умение понимать без слов. Создать атмосферу спокойного раздумья, доверительности.

Стулья для занятия расставить по кругу так, чтобы дети сидели не очень плотно друг к другу. Центр помещения должен быть свободен для движения. Необходимые инструменты можно разместить на стульях, столе, в центре круга или сосредоточить где-нибудь сбоку так, чтобы их можно было свободно и легко брать. Попросить детей украсить занятие. Половина детей должна сделать заранее по два осенних листика из бумаги, другая половина – по две дождевые ниточки (пучки нарезанного полиэтилена).

А) «Осенины, Осенины» - речевая интонационная игра с инструментами.

Осенины, Осенины – у дождинок именины.

Осенины, Осенины – паутинок именины.

Осенины, Осенины – разных красок именины.

Осенины, Осенины – тихих звуков именины.

Предложить каждому ребенку попробовать сказать по-своему слова «Осенины, Осенины» - это будут сольные партии, а остальные добавят вторую половину строчки хором. Изменять ритмизацию текста: произносить его с паузами, другими длительностями.

Предложить детям самим придумать аккомпанемент к речевой декламации: щелчки, шлепки по коленам, груди и т.д. Между строчками можно предложить детям придумать инструментальные эпизоды: выбрать подходящий инструмент и сыграть импровизационную музыку дождика (треугольник, коробочка), паутинки (маракас, детская арфа), разных красок (ксилофон, металлофон), тихих звуков (шелестящие предметы), или все инструменты по знаку дирижера по очереди или группами. Спросить у детей, как будет звучать лучше и почему. Исполнить в той динамике, в которой требуют строчки стиха.

Предложить детям движения: кто-то из ребят будет дождинками, паутинками и импровизационно танцевать под соответствующую музыку (в том или ином характере и динамике).

Работа на следующем занятии: можно повторить модель, и предложить детям свободно исполнить ритмодекламацию на фоне любого музыкального произведения, подходящего для данного настроения стиха, использовав при этом вальс, марш, польку.

Б) «Дождик накрапывает» - игра с музыкальными инструментами.

Каждый ребенок берет инструмент и все садятся или становятся по кругу. Дирижер, стоя в центре, показывает по очереди каждому участнику музицирования по четыре метрических пульса (сыграть четыре звука на инструменте) без пауз, в одном темпе. Когда дети легко справляются, задание нужно усложнить. Предлагаем ребятам играть по два звука без пауз, стараясь не пропустить время своего вступления. Обратить внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, прислушиваясь к звучанию каждого инструмента.

Группе из нескольких человек предложить декламировать на фоне музыки дождика следующее стихотворение, используя подходящие инструменты, ритмический рисунок и жесты:

Мелкий дождик моросит

Кап, кап, кап, кап.

В листьях сада шелестит

Кап, кап, кап, кап.

Мокнет мяч у ворот

Кап, кап, кап, кап.

Мокнет поле, огород

Кап, кап, кап, кап.

(В.Степанов)

Затем поменять группы детей по видам деятельности.

В) «В доме моем тишина»

«Звуки осени» - модель.

Дети по желанию разделяются на играющих аккомпанемент, простейшие варианты которого приведены, и поющих. Пение и звучание инструментов должно находиться в гармонии: то и другое нужно делать негромко, прислушиваясь к общему звучанию. Пение сопровождается подходящими звуками по тексту.

Дети должны сами выбрать и найти нужные звуки на инструментах, в окружающих немузыкальных предметах, заставить зазвучать свое тело – голос, руки, ноги и т.д.

1.В доме моем тишина.

В доме моем я одна.

Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза).

(например, звучат тихо маракасы, дети шуршат бумагой, потирая ладонями)

Говорком: шуршунчики шуршат (2 раза).

2.В доме моем тишина.

В доме моем я одна.

Только где-то стукунчики стучат (2 раза).

(например, звучат деревянные палочки, дети щелкают ногтем по стулу).

Говорком: стукунчики стучат (2 раза), шуршунчики шуршат (2 раза).

3.В доме моем тишина.

В доме моем я одна.

Только где-то скрипунчики скрипят (2 раза).

(например, дети водят пальцем по полиэтилену)

Говорком: скрипунчики скрипят (2 раза), стукунчики стучат (2 раза), шуршунчики шуршат (2 раза).

4. Звучунчики звучат…

5. Сопунчики сопят…

Менять группы детей по видам деятельности. Исполнять в разной динамике те или иные строчки стиха. Использовать различные ритмические рисунки.

Несколько слов хочется сказать о несложных правилах проведения занятий элементарного музицирования, которых мы придерживаемся в своей работе, предлагает их в своем сборнике Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа/ М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 94;

Разучивать каждую партию со всей группой. Дети, не сидящие за инструментами, должны участвовать в разучивании: хлопать, петь, используя подходящие для инструмента жесты, звуки, слоги, которые они придумывают сами (например: «плюм» для ксилофона, «дзинь» для глокеншпиля, «ту» для блокфлейты). Только когда все партии выучены группой, их разделяют между детьми.

Ребята, не занятые в данный момент в игре на инструментах, наблюдают за играющими, запоминая партию. Затем они меняются с ними ролями. Исполняют то же самое, только со сменой одного элемента или динамики, темпа, ритмического рисунка.

Исполнение инструментальных пьес предоставляет хорошую возможность потренироваться в дирижировании. Всегда нужно давать детям возможность музицировать самим в конце занятия.

Не проводить  долгое время с ребятами только сидя, стоя или в постоянном движении. Лучшим способом организации занятия будет чередование этих трех возможностей в соответствии с намеченным планом. Учитель также должен сидеть, стоять или двигаться с детьми.

Хвалить детей за хорошее исполнение, называя каждого ребенка по имени.

Не критиковать и не наказывать детей за неудачное исполнение, а помогать улучшить его своими полезными предложениями: «Сейчас было почти хорошо. Теперь попробуй снова и следи, чтобы левая рука тоже играла» (на металлофоне, ксилофоне).

Самой важной задачей педагога, на наш взгляд, является наблюдение за исполнением на занятии. Оно предполагает немедленную похвалу или исправление. Непрерывное наблюдение делает абсолютно ненужными проведение неточных и никому не нужных проверок знаний через определенные промежутки времени. Контролировать каждого ребенка нужно как можно чаще и незаметно для него, избегая критики и нервозности. Во время пения и игры ходить тихо вокруг, слушая и наблюдая внимательно за тем, что и как дети делают.

То, как музыка исполнена (речь, игра на инструментах, танец), также должно быть предметом наблюдения и исправления в случае надобности. Нельзя довольствоваться уже выученными наизусть упражнениями (текстами, песнями, инструментальными партиями): очень важно принимать во внимание качество исполнения нового материала занятия.

Показывать нужно детям, как говорить, или петь отчетливо. Однако петь и декламировать вместе с ними нужно как можно меньше. Вместо этого нужно очень внимательно слушать!

Таким образом, проблема воспитания активной творческой самостоятельной личности ребенка может быть успешно решена благодаря неустанному поиску новых педагогических методов и средств, одним из которых является личностно ориентированный подход в формировании и развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования.